По долгу службы мне приходится вести презентации для малых и средних групп (до 100 чел.). Самое неприятное в этом деле бесконтрольное поведение твоего тела (например, хождение слева - направо и обратно), слова-паразиты и вербальные паузы в стиле "хм... э... ну...". В совокупности проявление подобных негативных факторов влекут за собой потерю коммуникации с группой. Еще с академической юности, преподавая студентам дисциплины, практически было установлено, что интерес к информации нужно не просто возбудить, но и удержать до окончания урока. В этом случае мы можем говорить о недостаточном развитии способностей собственной риторики, т.к. её навыки являются одним из ключей вести слушателя от темы презентации к сути всего контента. И раз, я заговорил о риторике, то давайте попробуем структурировать в виде примеров часто употребляемое агрессивное на нечто положительное и нейтральное.
Почему я решил поговорить о паразитной части вербального общения? Из недавнего - это посещение одной из конференций в Сколково, где выступали профессионалы различных национальностей: американцы, фины, русские (это не анекдот). Я обращала уже не раз по своей рабочей практике насколько по качеству сильно отличается повествование иностранных представителей от наших. У 90% иностранцев не бывает "хм... э... ну..." и они не смотрят на слайды во время повествования. Качество повествуемой информации порой тоже оставляет желать гораздо большего, но это тема для будущих заметок. Говоря о положительном, в иностранных школах преподается риторика, которая призвана еще в юности выправлять проблемы в четкой реализации вербальных коммуникаций. И проблемы паразитных слов и предложений присуще всем людям на земле, так уж устроен человек. Перейдя к конкретике я бы хотел привести как раз примеры, озвученные в одной из книг Михаеля Мёсланга (Michael Moesslang), известного немецкого тренера ведения презентаций по технике Хичкока (поисковик в помощь). В его трактовке "как стать убийственным спикером" настоятельно рекомендуется придерживаться прямого повествования, лишая аудиторию сомнений. Итак, четкие фразы, которые рекомендуется использовать вместо невыразительных и неявных выражений и, также, обмена любезностями, которыми грешат многие спикеры (перевод адаптирован мной, курсивом выделены рекомендации в виде пояснений).
Слишком пассивное заявление | Будет лучше сказать вместо этого |
Я хотел бы попросить... | Не могли бы вы, пожалуйста... |
Я хотел бы выразить благодарность... | Спасибо вам за... |
Я не соглашусь с этим... | Я согласен с... |
Вам, возможно, стоит рассмотреть вопрос о целесообразности... | Рассматриваем ли вариант... |
Я пытаюсь... | Вы либо делаете это, либо не делаете - разговоры о попытках... |
Я думаю... | Я считаю... |
Могу ли я попросить вас ...? Могу я задать вопрос? |
Вам не нужно просить разрешение на то, чтобы задать вопрос. Просто спросите. |
Возможно, вы не возражаете... | Не могли бы Вы... |
Могу ли я поделиться своими мыслями на эту тему? | Вам не нужно просить разрешения на то, чтобы высказать свое мнение. Просто скажите его. |
Я думаю, что вы знаете ...? Я не уверен, если вы ... |
Вы знаете...? Задавая вопрос сразу, вы включаете свою аудиторию, и вы получите ответ. |
Вы, наверное, знаете ... Вчера вы также ... Как известно ... |
Не делайте предположений, это ничего не означает. Просто задайте вопрос напрямую и сразу: "Вы знаете ...", "Вчера, вы ...? " |
Вполне честно ... | Вы не всегда честны? |
Я должен сказать... | Кто вас заставляет? |
Мы заметили, что ... | Кто "мы"? Если это вы, то говорят "Я заметил, что..." |
Вот такая вот немецкая техника ведения презентаций.
В следующем материале я вам расскажу о 13-ти основных правилах риторики.