13 правил современной риторики

presentation 13ideasВ предыдущей статье обозначены проблемы риторики в теме ведения презентаций по методу Хичкока. Продолжая эту тему я приведу 13 основных правил риторики, соблюдение которых позволит вывести ваши презентации на новый качественный уровень. Не стоит конечно же забывать о важности эмоциального давления на аудиторию, если выбрали настойчивый стиль повествования темы. Попробую адаптировать слова Святого Августина в тему этой статьи: "То, что вы хотите зажечь в людях, то должны сжечь в себе". Как-то так... витиевато.

Из этого силлогизма  можно выделить качества хорошего оратора.

  • Вы можете "зажечь" аудиторию?
  • Вы можете привлекать других людей?
  • Вы можете передать эмоции?
  • Вы уверены в силе своих эмоций?
  • Хотят ли люди следовать за вами?

Итак, я попробовал адаптировать 13 правил риторики по Михаелю Мёслангу (поисковики его хорошо знают), максимально придерживаясь оригинального текста (англ.).

1.       Практикуйтесь в избавлении от паразитных заполнений своих пауз  "э... умс...хм...".
2.       Замените невыразительные фразы ("Я хотел бы...") на более четкие и прямые.
3.       Избыточное давление на аудиторию может сыграть обратный эффект и оттолкнуть слушателей от вас.
4.       Ясные и простые фразы являются самыми действенными.
5.       Короткие предложения (не более одного придаточного) являются главным элементом повествования, чтобы аудитория не потеряла мысль презентации.
6.       Используйте элементы сравнительного анализа, чтобы для аудитории они имели смысл.
7.       Многие риторические приёмы просты в использовании и очень эффективны: риторический вопрос, анафора, триада.
8.       Управляйте вниманием аудитории, плавно изменяя свой тон и темп повествования.
9.       Словесная пауза добавляет акцент к выступлению и взывает к вниманию аудитории.
10.   Обоснованные аргументы (логос) не срабатывают, если ваш собеседник уже имеет строго противоположную точку зрения.
11.   Представление нравственности вашей личности и эмоции (этос и пафос) являются наиболее важными элементами аргументации и убеждения.
12.   С помощью метафорического языка можно создать мысленные образы, ассоциированные с эмоциями.
13.   Метафорический язык использует простые слова, чтобы подвести людей к тому, что нужно вам в результате повествования. Подводя итог, хотел бы отметить, что все приёмы познаются только с практикой. Их реальное освоение и есть бесценный человеческий опыт, который приходит только с годами. Удачных презентаций!
Автор: Leiming.ru